РАССКАЗЫВАЕТ ОФИЦЕР СПЕЦОТРЯДА о развитии системы "СМЕРШ" от ССО
Рассказ ветерана элитного антитеррористического подразделения ФСБ РФ Григория М.
Григорий М (на фото – справа), начав свою службу в конце 80-х годов, в 90-х годах проходил её в антитеррористическом отряде ВВ МВД РФ, а в 1997 году был переведён в известное антитеррористическое подразделение ФСБ РФ.
К началу 90-х годов, какого-либо специального снаряжения у нас не существовало. Использовалась штатная армейская выкладка и обмундирование из хлопчатобумажных материалов и брезента. Что-то совершенно необходимое обычно шили сами или адаптировали штатное снаряжение под свои нужды. Но не все сотрудники обладали конструкторскими и швейными навыками, и только отдельные энтузиасты находили силы и время для подробного изучения проблем экипировки. Несколько позже в отряды начали поступать разгрузочные жилеты из брезентовой ткани, спроектированные одним из крупных швейных предприятий, занимавшимся выпуском гражданской продукции. Эти жилеты были спроектированы людьми, далёкими от нашей профессиональной специфики. Карманы были неудобными: те, что предназначались под магазины, были ориентированы горизонтально, и их количества недоставало; на груди имелись вертикально ориентированные карманы, слишком мелкие для гранат и другого снаряжения. К некоторым карманам был серьёзно затруднён доступ. Многих не устраивала система закрывания жилета и карманов. В 1993 году я существенно переработал конструкцию жилета: вставил молнию и, отпоров некоторые задние карманы, разместил большую их часть спереди. Тем не менее, ничего лучшего на тот момент у нас не было. Было много недовольства из-за слабой стойкости х/б и брезента к износу и стирке. Часто сотрудники использовали компиляцию из различных образцов снаряжения, собранных в единую систему. Так, сам я использовал «разгрузку», состоявшую из лямок и подсумков ранца РД, дополненную штатными армейскими подсумками.
К середине 90-х годов в России появилось несколько частных швейных предприятий, предлагавших разгрузочные жилеты различных конструкций. Некоторые из них превосходили наш штатный жилет по качеству и ограниченно использовались в отряде. Но большинство коммерческих моделей нам совершенно не подходили, так как их конструкторы имели очень слабое представление о боевой тактике, особенностях обращения с оружием и дополнительном сопрягаемом снаряжении. Нам требовалось более перспективное снаряжение из качественных синтетических материалов, устойчивых к износу, с высокой служебной прочностью. Вспоминаю эпизод, когда я, в составе сводной делегации, был командирован на крупное швейное предприятие, бывшее подрядчиком ВС и силовых ведомств РФ. Вполне разумные конструкторы и представители дирекции внимательно выслушивали мои комментарии и рационализаторские предложения по производству удобного обмундирования и оснащения. Следовали встречные вопросы, обсуждались тип и покрой одежды, разные технологические нюансы. В результате были отшиты около двух десятков комплектов нового обмундирования для экспериментальной носки. Но в серию ничего не пошло. Сыграла роль недальновидность и тенденциозность высокого начальства, отсутствие достаточного финансирования. Крупному предприятию также не хотелось вносить изменения в отработанный производственно-технологический процесс.
В 1997 году я посетил магазин, на тот момент ещё молодой, недавно появившейся компании «СоюзСпецОснащение». Было немало хороших товаров, но больше всего меня тогда заинтересовал комплект снаряжения для охотников, включавший качественный синтетический ремень с несколькими практичными подсумками. Некоторое время я обдумывал, как можно приспособить данное снаряжение под свои задачи. Позже удалось достать плечевые лямки «натовского» образца, которые переоснастил отечественными «десантными» карабинами. Импортные карабины счел неудобными из-за их специфической формы. Получившуюся конструкцию я привёз в «ССО» и попросил у сотрудников разрешения соединить её с упомянутой поясной системой. Было приятно встретить полное понимание со стороны специалистов «ССО», которые, оценив мою конструкторскую мысль, пошли мне навстречу и помогли в сборе данной разгрузки. В результате получилась вполне жизнеспособная ременно-плечевая система. По её образцу, при содействии «ССО», было собрано ещё несколько комплектов, которые прошли обкатку в нашем отряде и были признаны вполне подходящими для наших задач. С этого момента у меня наладились добрые партнёрские отношения с компанией «ССО», во многом, благодаря личным качествам работавших там людей. В период 1997 и 1998 годов, компания разработала необходимые нам дополнительные элементы и подсумки, совмещаемые с РПС. Сама разгрузочная система начала производиться компанией в цельном виде и, завоевав популярность, быстро распространилась в нашем и смежных отрядах. Так «родилась» знаменитая разгрузочная система «Смерш», ставшая сегодня визитной карточкой компании и предметом беззастенчивого копирования (из некачественных материалов) многими отечественными и зарубежными предприятиями. Конечно, не всё сразу проходило гладко. Наши бойцы, производившие обкатку РПС, обращали внимание на некоторые элементы и узлы, требовавшие доработки или изменения конструкции. Много предложений поступало по конструктиву «спинной» части системы. Компания «ССО» внимательно относилась ко всем нашим замечаниям, принимала возвраты, оперативно разрабатывала новые элементы и производила их замену. Так, например, соответственно с пожеланиями наших сотрудников, в отработанную «спинную» часть системы «Смерш» была введена возможность крепления свободно подвешенного пятиточечника, который не мешал двигаться и всегда был готов к использованию. Для меня стало очень интересным и полезным опытом сотрудничество с технологами и конструкторами «ССО». Многое узнал об особенностях пошива снаряжения и современных материалах. В свою очередь, делился тем боевым опытом, который мог быть полезен в проектировании новых видов экипировки. Так, например, при нашем сотрудничестве «ССО» разработала рюкзаки «Леший», «Бобёр» и «Атака». По специальному заказу от нашего отряда компания изготовила полевые носилки из ткани особой прочности, которые прошли успешные испытания в боевой обстановке.
В значительной степени нашими бойцами было оценено качественное и удобное обмундирование производства «ССО». Особенно стали популярны маскировочные костюмы «КУКЛА» и «Партизан». У многих бойцов отряда имелся неплохой импортный камуфляж, но стоил он всегда больших денег, и было жалко использовать его на учениях и боевых операциях. В то же время, в нашем подразделении важным был вопрос подбора однотипного обмундирования и тактической выкладки, что было жизненно необходимым при проведении боевых операций. Здесь как раз выручили качество и адекватные цены товаров от «ССО».
Интересным эпизодом стал момент создания выкладки пулемётчика на базе «Смерш». В 1998 году ко мне обратился один из пулемётчиков нашего отряда. Специальной «пулемётной» экипировки для стрелка ПКМ на тот момент не существовало. Возникла мысль создать нечто подобное на базе уже отработанной разгрузки от «ССО». Вместе с пулемётчиком мы приехали в магазин компании. Подходящие по размеру подсумки там уже имелись. Сотрудники «ССО» любезно «раздели» несколько манекенов и помогли нам собрать разгрузочную систему для пулемётчика, с учётом всех нюансов его боевой работы. Спрос в нашем подразделении на такую систему был большим и пулемётный «Смерш» пошёл в серию. Быстро оценили новую экипировку и в других боевых формированиях.
По моим наблюдениям, где-то с начала 2000-х годов, снаряжение и экипировка производства «ССО» стали самыми массовыми у нас. Но особенно сильный спрос в нашем подразделении на одежду от «ССО» появился в конце 2000-х годов. Сложилась необходимость в нескольких комплектах обмундирования: для проведения боевых операций на разной местности; для учебных занятий; для строевых мероприятий и т.д. Не все расцветки камуфляжа «прижились» в нашем отряде. Например, расцветки «Пальма» и «Цифровая флора» не получили широкого распространения. Был отклонён цифровой рисунок аналогичный американскому MARPAT, после событий 2008 года в Южной Осетии (использовался грузинской армией). В настоящее время, при проведении боевых операций подразделение использует одежду и снаряжение с камуфляжными расцветками Multicam и «Спектр».
По моему мнению, в реальных боевых условиях, на различных типах местности удобнее использовать «смешанный» камуфляж в виде различных предметов одежды и снаряжения. Что же касается непосредственно полевой выкладки, то у нас принято разделять два её современных типа: «американский» - когда все подсумки и оборудование сосредоточены спереди, на груди (такое снаряжение удобно для долгой работы внутри транспортных средств) и «отечественный» - выкладка располагается вдоль поясницы, по центру тяжести, как на системах «Смерш» от «ССО».